Ремонт Пежо (Peugeot) и Ситроен (Citroen) в автосервисе Виста Моторс 
на Волоколамском шоссе (Красногорск, Митино, Павшинская пойма)

Роботизированная коробка передач: особенности, достоинства и недостатки

Автомобили производства PSA Group комплектуются механическими, роботизированными, автоматическими и вариаторными трансмиссиями следующих производителей:
• собственно PSA Group;
• Aisin;
• Jatco;
• ZF.
Каждый тип трансмиссии того или иного производителя отличается своими особенностями, достоинствами и недостатками. Например, вариатор JF011E производства Jatco в тесном сотрудничестве с Nissan отличается значительным ресурсом и надежной конструкцией. Но серьезные нагрузки могут вызвать преждевременный износ этого узла, что, в общем-то, свойственно многим вариаторным трансмиссиям.

Большинство моделей Citroen и Peugeot комплектуются механической либо автоматической трансмиссией. Такие варианты трансмиссии, как вариатор и роботизированная КПП встречаются реже, но в последнее время становятся все популярнее. Вариатор сегодня можно встретить на Peugeot 4007 и других моделях этого автопроизводителя. Также им комплектуются многие модели преимущественно японских и европейских автопроизводителей. Похожая ситуация наблюдается и с роботизированной коробкой передач. Ярким примером использования данной трансмиссии в автомобиле производства PSA Group является Peugeot 107. Устанавливаемая в него коробка робот сочетает в себе лучшие стороны механической и автоматической трансмиссии. Рассмотрим подробнее конструкцию роботизированной КПП.

Конструкция роботизированной КПП

Роботизированная коробка передач представляет собой усовершенствованную механическую. В автомобилях, оснащенных этой трансмиссией, обычно отсутствует педаль сцепления, т.к. его включение и выключение автоматизировано. Электронный блок управления в зависимости от показаний многочисленных датчиков автоматически включает и выключает сцепление при переключении передач. Это значительно упрощает процесс вождения и делает его менее утомительным.

Переключение передач и работа сцепления осуществляется с помощью специальных приводов, входящих в конструкцию трансмиссии. На работу оказывают влияние не только команды водителя, но и другие факторы: режим работы двигателя, стиль вождения, дорожная обстановка и т.д. Все эти показания считываются с помощью датчиков встроенных в двигатель, антиблокировочную и другие системы автомобиля, и обрабатываются электронным блоком управления. Таким образом робот учитывает окружающую обстановку и выбирает наиболее оптимальный режим работы трансмиссии.

Преимущества и недостатки роботизированной КПП

Этот тип трансмиссии представляет собой нечто среднее между механической и автоматической КПП. По сравнению с механикой, робот гораздо удобнее и требует от водителя меньше усилий, навыков и опыта для вождения. Если же сравнивать робота с автоматом, то его неоспоримыми преимуществами будут являться относительная простота конструкции и дешевизна. К тому же роботизированная КПП дешевле в обслуживании и ремонте, способствует лучшей динамике и топливной экономичности.

Таким образом, роботизированная трансмиссия обладает основными плюсами механической, а по уровню удобства и комфорта близка к автоматической. Именно эти особенности и обусловили ее достаточно широкое распространение в последнее время. Но у робота есть и серьезные недостатки, основным из которых является быстрый износ сцепления. Уже через 30-60 тысяч километров пробега наблюдается посторонний шум в трансмиссии, медленное и нечеткое переключение передач, ухудшение динамики и прочие признаки износа сцепления. Следовательно, замена сцепления на роботе осуществляется чаще, чем на механике.

Еще одним недостатком роботизированных коробок является некорректная работа, результатом которой может быть износ или повреждение датчиков. Эта неполадка довольно часто наблюдается на таких автомобилях, как Mersedes Sprinter, VW Crafter и других с электрогидравлическим приводом роботизированной КПП. Металлическая стружка, накапливающаяся по мере износа узла, оседает на внутренних деталях: поршнях, клапанах, втулках и т.д. Это приводит к ухудшению эффективности их работы и КПП в целом. Электроника переводит трансмиссию в аварийный режим, о чем водителя информирует соответствующий индикатор на приборной панели. Рано или поздно это приводит к полному выходу агрегата из строя.

Итак, основными достоинствами роботизированной трансмиссии являются:
• относительная дешевизна производства;
• простота конструкции;
• надежность;
• низкий расход топлива;
• удобство вождения (по сравнению с механикой).
К недостаткам можно отнести:
• быстрый износ сцепления;
• надежность чуть ниже, чем у механики.
Конечно, при правильном вождении и профессиональном сервисном обслуживании можно добиться безупречной работы и значительного ресурса роботизированной трансмиссии. В любом случае, по многим показателям, робот значительно превосходит автоматическую трансмиссию.

Особенности эксплуатации авто с роботизированной КПП (на примере Peugeot 107)

Сцепление робота может спокойно прослужить 100 тысяч километров пробега, но может выйти из строя и не достигнув 30 тысяч, а то и раньше. Это во многом зависит от стиля вождения автовладельца и его знаниях о работе данного узла. Профессиональная замена сцепления на Peugeot 107 может обойтись в серьезную сумму, превышающую 600 долларов, поэтому знания о правильной эксплуатации этого узла будут не лишними.

«Умная» электроника, управляющая коробкой, берет в расчет множество факторов, включая стиль вождения. В зависимости от стиля вождения блок управления выбирает наиболее подходящий алгоритм работы коробки. Если же за руль сядет другой человек, то электроника может дать небольшой сбой, вызванный другим стилем вождения, что негативно сказывается на износе сцепления. Поэтому, если автомобиль используется несколькими людьми, то им не помешает выработать общий стиль вождения, чтобы электроника каждый раз не входила в ступор.

Большого внимания заслуживает эксплуатация автомобиля зимой. При недостаточном прогреве из-за загустевшей смазки может возникнуть такая ситуация, что сцепление включается не до конца. В результате трения диск сцепления перегревается и покрывается трещинами, а смазка из-за высокой температуры начинает твердеть. Все это очень быстро приводит к выходу сцепления из строя. Чтобы этого избежать, в сильные морозы автомобиль следует прогревать не менее 10 минут. При движении по глубокому снегу желательно перевести коробку в режим «М» и не давить резко на педаль акселератора. Данный режим желательно также использовать при движении на подъем и в других сложных дорожных условиях, когда сцепления испытывает серьезные нагрузки. При перегрузках диск сцепления начнет перегреваться, в салоне появится запах гари. Если это произошло, то необходимо как можно быстрее провести диагностику на СТО, т.к. перегрев грозит серьезными неприятностями.

Роботизированная коробка управляется сложной электроникой, которая чувствительна к избыточной влажности. Влага может вызвать некорректные показания датчиков, короткое замыкание и, как следствие, неправильную работу блока управления и даже его выход из строя. Блок управления у Peugeot 107 находится под капотом, что необходимо учитывать при мойке автомобиля с помощью установок высокого давления. Также не следует пренебрегать защитой картера двигателя, которая препятствует попаданию брызг на контакты и, для дополнительно надежности, можно установить на ЭБУ стальной или пластиковый экран.

При правильной эксплуатации робот Пежо способен исправно функционировать продолжительное время. Необходимо лишь следовать вышеперечисленным правилам и стараться лишний раз не перегружать сцепление. Но это только отсрочит, но не отменит необходимость обслуживания и ремонта.

Обслуживание и ремонт роботизированной КПП

При первых признаках износа диска сцепления необходимо выполнить настройку электроники. Эта настройка или, как ее еще называют, адаптация робота, заключается в установке момента начала движения и других параметров в зависимости от степени износа сцепления. Эта процедура полностью возобновит нормальную работу КПП и способствует увеличению ресурса сцепления.

Если коробка в аварийном режиме эксплуатировалась продолжительное время или диск сцепления полностью изношен, возникает необходимость в ремонте. В зависимости от характера неисправности ремонт может включать замену ЭБУ, проводки, диска сцепления и других вышедших из строя деталей.